Основные события ХII века

       - Первый среднеазиатский тюрколог-энциклопедист середины XII в. Махмуд Кашгари был также географом и путешественником: «Пядь за пядью исходил я все или, селения и степи тюрков. В течение многих лет я скитался по тюркским, огузским… киргизским городам, селам, становищам, составлял словари их языков…» (цит. по X. Хасанову). В итоге Кашгари обследовал огромную территорию от восточного побережья Каспия до меридиана озера Лобнор и от широты р. Или до южной границы Кашгарии и выполнил первое районирование Средней и части Центральной Азии, с большой точностью определив границы расселения тюркских народностей и племен.
       - исландец Снорри Стурлусон, последний составитель «Книги о заселении страны» (закончена в первом десятилетии XII в.).
       - единственным исключением был мореход и путешественник Ибн Фатима, который посетил озеро, вероятно, в XII в. Тогда Чад занимал значительно большую площадь, чем ныне. Об этом можно судить по следующему указанию Ибн Фатимы: «С северной стороны озера… вытекает Нил…» — и в наше время, правда, крайне редко, при очень высоком уровне воды известны случаи временного стока из озера на северо-восток по сухому руслу р. Эль-Газаль (бассейн Нила). Ибн Фатима отметил ряд племен, населяющих приозерные районы, в том числе «на западной стороне… анказар, а на восточной народ кура, по которому озеро и названо». Судоходство по Чаду осуществлялось на лодках и плотах из тростника, в изобилии растущего по берегам. На озере господствовал флот государя Канема.
       - Территорию, прилегающую к северной части Ботнического залива и включающую бассейны рр. Питеэльв, Лулеэльв, Каликсельв, Торниойоки и Кемийоки, т. е. шведский Норботтен с пограничной полосой Финляндии, начали осваивать прибывшие с юга поселенцы, и с первой половины XII в. она уже фигурирует в шведских документах.
       - Ливы, родственные финнам, северные соседи латгалов и куршей, в значительной мере смешались с ними. Оттесненные к взморью, ливы были первым народом, с которым в XII в. столкнулись немецкие мореходы, а за ними крестоносцы, и те всю Восточную Прибалтику до Финского залива назвали Ливонией.
       - В Х—XII вв. немецкие правители завоевали земли полабских и поморских славян и продвинулись к Висле. Но здесь они встретили сопротивление со стороны Польши и пруссов, населявших территорию Прибалтики вплоть до Немана. По-прежнему стремясь овладеть землями между Вислой и Неманом, немецкие феодалы решили в то же время создать второй очаг наступления — на Западной Двине.
       - в XII в. вся южная часть Кольского полуострова уже входила во владения Новгорода.
       - Новгородские ушкуйники открыли и крайний северо-восток Европы — Подкаменную Югру (бассейн Печоры) и Камень (Северный Урал). Как этнический термин «югра» обозначал неопределенную группу северных народов, живших преимущественно между Печорой и нижней Обью по обе стороны Урала: к западу от него, «под Камнем», и к востоку от него, «за Камнем». Из югры исключалась самоядь (ненцы); основную массу в ней составляли вогулы (манси) и остяки (ханты). Новгородцы снаряжали в Югру отряды, взимавшие дань. На северо-восток Европы — на Печору и Югру — они проложили два пути. Северным путем ушкуйники поднимались по Пинеге, нижнему притоку Двины, переходили от ее излучины через р. Кулой на Мезень и ее нижний приток Пезу, от ее верховья на р. Цильму и спускались до Печоры. Но этот путь был очень неудобен для плавания, и волоки между отдельными речными бассейнами тяжелы. Южный путь, более легкий и удобный, шел вниз по Сухоне, на Северную Двину, а затем вверх по Вычегде, правому притоку Двины, прямо на Печору. Таким образом ушкуйники обходили с юга самый тяжелый для передвижения район — бассейн Мезени. До XIII в. они перешагнули на восток за Каменный пояс (Урал). Эти северные новгородские окраинные владения назывались «волостями».
       - Очень рано тверские, ростово-суздальские, владимирские князья начинают конкурировать с Новгородом. Не позднее XII в. их ватаги открыли среднее течение Волги, ее левые притоки Унжу, Ветлугу и среднюю Каму с Вяткой. А уже в XIII в. Низовая Русь переключилась на север и стала предъявлять права на Терский берег или по крайней мере на ту его часть, «куда новгородцы не ходят», — на Зимний берег и на Печорский край (юго-восточное побережье Баренцева моря), издавна славившиеся ловчими птицами. Там в то время уже было несколько княжеских заимок, где промышляли низовские ватаги и князья требовали, чтобы некоторые новгородские поселки в низовьях северных рек выполняли для них различные повинности.
       - В поисках морского зверя и «рыбьего зуба» русские поморы уже в XII в. начали отрываться от берегов материка и уходить в открытое море все дальше и дальше на север на судах, способных преодолевать ледяные поля.
       - в XII–XIII вв. русские промышленники-поморы в поисках «драгоценной рухляди» (пушнины) и новых лежбищ моржей через Югорский Шар или Карские Ворота вышли в Карское море.
       - Группы несториан в средние века жила в городах и оазисах Центральной Азии, а к XII в. христианство несторианского толка распространилось также среди по крайней мере двух многочисленных монгольских кочевых племен: найманов на западе и кереитов на востоке. Наличие в Азии христианских общин стало расцениваться католической Европой как важный военно-политический фактор, когда мусульманские народы — турки-сельджуки и египтяне — перешли в наступление на католические государства, основанные крестоносцами в Восточном Средиземноморье.
       - По преданиям, теночки, которые вели своё происхождение от одного из племён группы науа, жили первоначально на острове (как теперь полагают, в Западной Мексике). Эту мифическую родину теночки называли Астлан; отсюда возникло наименование ацтеки, правильнее астека. В первой четверти XII в. теночки начали своё странствие. В это время у них сохраняется первобытно-общинный строй.
       - О крайне тяжёлом положении непосредственных производителей во Франции свидетельствует письмо аббата (настоятеля) монастыря Клюни, писавшего в начале XII столетия: «Всем ведомо, как светские сеньоры утесняют своих несвободных крестьян — мужчин и женщин. Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязания на самое их имущество, вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом. И вот, сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину».
       Между феодалами происходили постоянные войны, вызывавшиеся прежде всего стремлением феодалов к расширению своих владений и к увеличению получаемой ими феодальной ренты. И крупные и мелкие феодалы (рыцари) были вооружены с ног до головы. Их наступательным оружием являлись тяжёлый меч, длинное копьё, топор и палица. Оборонительное оружие состояло из щита и кожаного доспеха с металлическими бляшками. С XII в. кожаные доспехи были заменены металлическими кольчугами (позже (в XIV в), с развитием металлообрабатывающего ремесла, кольчуги были заменены металлическим панцирем, голова защищена шлемом, а лицо — особой пластинкой (забралом). Кони, на которых сражались феодалы в это время, в свою очередь были защищены от ударов металлическими доспехами Вооружение закованного в панцирь рыцаря было настолько тяжелым, что, будучи выбит из седла, он уже не мог подняться с земли самостоятельно).
       - вне королевского домена власть первых Капетингов являлась призрачной. К началу XII столетия Франция была единым королевством только по названию.
       - христианство окончательно восторжествовало в Швеции только в XII в.
       - Важнейший памятник скандинавского поэтического эпоса «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях, основанных на хорошо разработанной языческой мифологии. Эти произведения отображают в поэтической форме не только языческие представления и верования, но также быт и реальные отношения родового общества. Героические песни, входящие в «Эдду», повествуют об исторических событиях, происходивших во времена так называемого «великого переселения народов». Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. с появлением там латинской письменности (древнейшая из дошедших до нас рукописей относится ко второй половине XIII в.), но её песни сложены в IX—Х вв., а по содержанию многие из них восходят к глубокой древности.
       - В истории материальной культуры Скандинавских стран необходимо отметить замечательное народное прикладное искусство — резьбу по дереву, а также церковное зодчество (возведение деревянных церквей). И то и другое искусство особенного расцвета достигло в Норвегии. Каменная архитектура этого времени представлена собором в Ставангере (Норвегия, конец XI — начало XII в.) и большим собором в Лунде (Швеция, XII в.), построенными в романском стиле.
       - в русских летописях XII в. слова «Русская земля» употребляются в двух значениях: во-первых, для наименования всех восточнославянских земель, а во-вторых, только применительно к очень ограниченной территории Среднего Приднепровья, включающей в себя Киев, бассейн реки Роси и лесостепную зону на левом берегу Днепра вплоть до Курска. Выделение указанной территории, надо думать, восходит к сравнительно древним временам.
      - Русские ремесленники XI—XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные.
       - Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII—начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич и его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.
       - В первой половине XII в. кхмеры продвинулись почти до самого Тонкина и захватили часть территории Чампы, ослабленной до этого борьбой со своими северными соседями — вьетнамцами.
       В середине XIX в. в лесах на северо-западном берегу озера Тонле-сап были открыты памятники древней столицы кхмеров — Ангкор-том и храмы Ангкор-ват, относящиеся к IX—XII вв., укрепления, каменные мосты и ворота. В зданиях были найдены статуи различных божеств — двуликих и четвероруких и четвероликих с восемью руками. В руках у божеств находились изваяния маленьких детей, птиц и животных, а у некоторых — изображения солнца или луны. На стенах местами сохранились мозаика и фрески. Эти памятники представляют замечательные образцы культуры кхмеров.
       - В VIII—XII вв. в Корее большого расцвета достигли прикладные искусства. Во всех соседних с Кореей странах ценились украшения из нефрита, выделывавшиеся мастерами Силлы. От времён Силлы сохранились замечательные изделия: золотая корона, браслеты, мечи, металлические пояса и отделанные металлическими украшениями сёдла. Времена Корё ознаменовались расцветом производства фарфоровых изделий. Особого внимания заслуживает развитие в Корее книжного дела.
       - Из многочисленных сохранившихся в Индии надписей VI—XII вв. известно, что феодалы брали особые поборы за скот, за ткацкие станки, за прессы для выдавливания растительного масла, за право постройки дома, за свадебные и другие семейные празднества. В дополнение к этому местные власти собирали с крестьян средства на содержание общественных сооружений, на оплату местного административного и полицейского аппарата, на религиозные празднества и т. д.
       - Недовольство феодальными порядками принимало форму борьбы против освящавшего их индуизма. Появились религиозные проповедники, говорившие о том, что перед лицом бога нет «чистых» и «нечистых» каст, что любой человек, кто бы он ни был, способен обрести «спасение» в загробной жизни через бхакти, т. е. через преданность и любовь к почитаемому им божеству. Одним из ранних проповедников бхакти был южанин Рамануджа (XII в.). Он отрицал «святость» и особую «чистоту» брахманской касты, а следовательно, и претензию её членов на привилегированное положение в обществе и на монополию в духовном руководстве.
       - Выступления в Индии против догмата о «чистоте» и «нечистоте» каст и соответствующих кастовых привилегий носили ярко выраженный антифеодальный характер. В XII в. образовалась секта лингаятов, которые стали выбирать жрецов из членов своей секты независимо от кастовой принадлежности. В преданиях о жизни основателя этой секты Басавы говорится, что выступление лингаятов вылилось в восстание, в результате которого была разрушена столица государства Чалукьев — город Калиани.
       - Новые условия социально-экономической жизни дали толчок индийской юридической литературе. Появился ряд новых дхармашастр и комментариев к древним дхарма-шастрам. Крупнейшим произведением этого типа был трактат «Митакшара» («Комментарий»), написанный Виджнанешварой в XII в., который признаётся авторитетом в области семейного права вплоть до настоящего времени. Тогда же был составлен ряд важных работ по лексике. Из них следует отметить труды Халяюдхи (X в.) и Хемачандры (XII в.).
       - В XII в. в Индии жил крупный астроном и математик Бхаскарачарья.
       - В Италии, города рано достигли значительного экономического расцвета, горожане добились большой самостоятельности уже в XI—XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные области вокруг города и стали городами-государствами. Это были городские республики — Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.
       - Большую роль во внутренней и внешней торговле в Европе играли ярмарки, которые получили широкое распространение во Франции, Италии, Англии и других странах уже в XI—XII вв. На ярмарках производилась оптовая торговля такими товарами, пользующимися большим спросом, как шерсть, кожи, сукна, льняные ткани, металлы и изделия из металлов, зерно. Наиболее крупные ярмарки играли большую роль и в развитии внешней торговли. Так, на ярмарках во французском графстве Шампань в XII—XIII вв. встречались купцы из различных стран Европы — Германии, Франции, Италии, Англии, Каталонии, Чехии и Венгрии. Итальянские купцы, особенно венецианцы и генуэзцы, доставляли на шампанские ярмарки дорогие восточные товары — шелка, хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, а также пряности (перец, корицу, имбирь, гвоздику и др.). Фламандские и флорентийские купцы привозили хорошо выделанные сукна, купцы из Германии привозили льняные ткани, купцы из Чехии — сукна, кожи и изделия из металла; купцы из Англии — шерсть, олово, свинец и железо.
       - в начале XII в. крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные под именем духовно-рыцарских орденов: Орден тамплиеров (храмовников) - Это название орден получил потому, что именно ему была передана после завоевания Иерусалима кресто-носцами мечеть Куббат-ас-сахра, стоявшая на месте прежнего Соломонова храма. Орден иоаннитов, или госпитальеров, и Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее кровавое завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели непосредственно от римского папы. Являясь мощным орудием папской теократии, ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Их главной задачей была вооружённая борьба со всеми «неверными».
       - Крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли и не были способны внести что-нибудь новое в хозяйственную жизнь захваченных земель, ибо производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. На захваченных землях крестоносцы (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции) вели себя, как обыкновенные грабители и хищники. «Всякий, кто хорошо понимает дела франков, — писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», — ...увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем больше, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».
       - Влияние народного творчества чувствуется и в одном из сохранившихся рисунков на полях, псковской рукописи XII в., где изображён отдыхающий крестьянин, а подле него нарисована лопата и имеется надпись: «Делатель, трудися».
       - В Бухарском оазисе в XII в. сложилось княжество во главе с садрами (духовное  звание,  передававшееся  по  наследству). Садры были крупными феодалами, а также участвовали в караванной торговле. На свои средства они содержали 6 тыс. факихов (мусульманских богословов), чтобы при посредстве этого паразитического слоя держать в повиновении народные массы. Садры являлись самыми жестокими эксплуататорами крестьян и ремесленников и были им глубоко ненавистны.
       - Лучшими  памятниками  зодчества в Средней Азии XI — XII вв. являются: дворец правителей в Термезе, мавзолеи в Узгене, Рабат-и Малик («Царский рабат») — укреплённый караван-сарай с так называемыми «гофрированными» стенами и орнаментами (XI в.) на пути из Бухары в Самарканд, минареты в Джаркургане, Бухаре и Вабкенте(XII в.) и купольный мавзолей султана Синджара в Мерве (XII в.).
       - В Мерве в XII в. находилось особое учреждение — дивэкуш, где изучались приёмы техники шелководства.
       - Грузинские цари в XII в. создали сильный центральный государственный аппарат во главе с мцигнобарт-ухуцеси. (канцлер), которым всегда был архиепископ чкондидский, и с высшим царским советом. При царице Тамаре её министр финансов, по имени Кутлу Арслан, опиравшийся на купечество, добивался учреждения сословно-представительной палаты с законодательной властью, но эта попытка горожан была подавлена феодалами.
       - Крупное значение в развитии грузинской культуры имела академия в Гелатском монастыре, близ города Кутаиси, основанная в начале XII в. Здесь преподавались математика и другие науки, велась большая переводческая работа, создавались оригинальные труды по философии, математике, астрономии и праву. С этой академией связано творчество выдающегося грузинского философа-неоплатоника Иоанна Петрицкого (Иоанэ Петрици, около 1055—1130). В своих обобщающих трудах и комментариях грузинские философы Иоанн Петрицкий, Арсений Икалтоели (XI в.) и другие проявляли большой интерес к изучению философского и научного наследия античности. В области филологии и права выделяются труды Евфимия Афонского и Ефрема Мцире (XI в.).
       - В XII в. был составлен свод сочинений по истории Грузии разных авторов — «Картлис цховреба» («История Грузии»). В XI—XII вв. появилось много произведений грузинской художественной литературы, например рыцарская повесть «Амирандареджаниани» Мосе Хонели о герое Амиране Даресджанидзе, и др. Большую известность получили поэты Чахрухадзе, Шавтели и особенно гениальный Шота Руставели, автор знаменитой поэмы «Витязь в барсовой шкуре» (конец XII — начало XIII в.).
       - В Армении особенно была развита историческая литература. Важными историческими источниками являются труды Товмы (Фомы) Арцруни (X в.) и Асохика (начало XI в.). Большое значение для изучения истории Армении, а также Сельджукской империи и крестовых походов, имеют труды Аристакеса Ластивертского (Ластивертци, XI в.) и Матфея Эдесского (XII в.).
       Знаменитым представителем философии и филологии в Армении был Григорий Магистр (XI в.), в области математики и астрономии прославился Иоанн Саркаваг, реформатор армянского календаря (конец XI — начало XII в.). Выделялись также законовед (составитель «Судебника», отразившего правовые отношения этого периода) и баснописец Мхитар Гош (вторая половина XII — начало XIII в.) и поэт-лирик Григорий Нарекский (Нарекаци, Х в.). Баснописец Вардан Айгекский (Айгекаци, конец XII — начало XIII в.) был выразителем народной антифеодальной тенденции. В своих баснях он зло высмеивал феодалов, богачей и высшее духовенство, обличал лицемерие их морали. В Х в. сложился героический народный эпос «Сасунские храбрецы», отразивший освободительную борьбу против арабского гнёта.
       - Азербайджане в XII в. жили и работали два замечательных поэта, писавшие на языке фарси — Хагани и Низами. Афзал-ад-дин Хагани (Хакани, умер около 1199 г.)— сын плотника и рабыни, представитель культуры городских слоев, был автором любовно-лирических стихотворений и большой поэмы «Подарок из обоих Ираков». Он одно время находился при дворе ширваншаха Ахситана I, но, обладая независимым умом, вызвал недовольство этого деспота и был им брошен в тюрьму, где сложил «Хабсийэ» («Тюремные элегии»). В оде, обращённой к владетелю Дербента, поэт протестовал против феодального гнёта. Незадолго до смерти он говорил: «Не желаю, чтобы меня называли «Хагани» (Государев), я «Халгани» (Народный)».
       Низам-ад-дин Ильяс Низами Гянджинский (около 1141—1204) происходил из торгово-ремесленной среды и, так же как Хагани, был идеологом городских слоев. Он снискал славу как учёный и поэт-философ, тонкий лирик и гуманист. Им была создано пять замечательных поэм, написанных на героические и романтические сюжеты и известных под общим названием «Хамсэ» («Пятерица»): «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искендер-намэ» (книга об Александре Македонском, изображённом здесь как легендарный герой). В последней из поэм Низами пишет также о русах и храбром русском войске. Поэзия Низами характеризуется не только высоким мастерством стиха и силой художественных образов, но и глубиной философской мысли.
       - Из отраслей ремесла в Египте первое место занимало ткацкое — производство льняных, шерстяных, хлопчатобумажных и шёлковых (на привозном сирийском шёлке-сырце) тканей. В государственных мастерских по выделке тканей с золотым шитьём работали частью наёмные мастера, а частью рабы. В Египте производили также цветные фаянсовые изделия, лучшее стекло, тростниковый сахар, мыло и т. д. Египтом велась активная внешняя торговля со странами Средиземноморья, особенно с итальянскими городами Амальфи, Пизой, Флоренцией, Генуей и Венецией. С XII в. стала расти транзитная торговля с Индией.
       - В XII в. кхмеры пытались овладеть Халипунджайей, но это им не удалось.
       - Могущество Сривиджайи — самого крупного и самого сильного государства в районе Южных морей к XII в. стало ослабевать. От Сривиджайи отпало княжество Малайя на Суматре, в районе Джамби, к северо-западу от Палембанга (XII в.), а в следующем столетии стало независимым королевство Тамбралинга на севере Малайского полуострова, у перешейка Кра. Важные перемены, решившие судьбу Сривиджайи, произошли и на Яве.
       - самые ранние известия о театральных представлениях в Англии относятся к началу XII в.
       - Ещё в XI в., в Египте по словам законоведа Маверди, по крайней мере юридически, передача икта по наследству считалась незаконной. В XII в. земли икта, как правило, передавались по наследству. В. XIII—XV вв. наследственность икта признавалась незыблемым принципом.
       - К началу XII в. главный город страны — Мали — стал уже крупным торговым центром. Владения царей Мали были расширены вплоть до Гао на востоке. Таким образом, была объединена значительная часть Западного Судана, от Сенегала на западе до границ нынешней Нигерии на востоке.

Середина XII века.

       - Большой интерес, как памятник искусства, представляет псковская церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.), расписанная фресками. Своеобразным  было  искусство Владимиро-Суздальской  Руси.  Местные  храмы  были  наполнены «многоразличными иконами и драгим каменьем без числа». Но сохранилось из этого богатства немногое: остатки  росписи  Успенского  и Дмитриевского  соборов,  икона Дмитрия Солунского. Ещё меньше дошло до нас художественных памятников других областей Руси.
       - Во второй половине XI и в XII в. произошли заметные сдвиги в сельском хозяйстве, повысилась урожайность зерновых культур. В грамотах упоминаются самые разнообразные хлебные злаки и масличные растения, культивировавшиеся во Франции в это время (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, конопля, лён и др.). Господствующей системой земледелия в XI—XII вв. было трёхполье. Плуги имели железные ножи для разрезания почвы и широкие лемехи, не только поднимавшие, но и переворачивавшие вспаханную землю. Эти плуги употреблялись во Франции с давнего времени, но с XI—XII вв. сельскохозяйственные орудия труда, бывшие в употреблении, стали использоваться более рационально. Яровое поле по-прежнему вспахивалось один раз, но озимое нередко обрабатывалось перед посевом трижды. Это способствовало лучшему размягчению почвы, более полному уничтожению сорняков, а, следовательно, и поднятию урожайности. В предшествующий период урожайность зерновых не превышала сам-друг, В XI—XII вв. хорошие урожаи пшеницы и ржи давали уже сам-четвёрт и даже сам-шёст. Значительного развития в это время достигли и такие отрасли сельского хозяйства, как огородничество, садоводство (разведение яблонь, груш, вишен, миндальных деревьев и слив) и виноградарство, особенно в Южной и Юго-Восточной Франции.
       - Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др. Эти писатели были широко образованны и в своих  произведениях использовали наследие античной литературы. Знаменитый книжник Климент Смолятич (середина XII в.) охотно ссылается на Омира (Гомера), Аристотеля и Платона, подвергаясь за это нападкам со стороны представителей ортодоксального богословия.
       - в середине XII в. хорезм-шахи, располагавшие огромными материальными средствами и наёмными войсками, доби-ись независимости Хорезма, а в конце XII — начале XIII в. перешли сами к активным завоеваниям, подчинили своей власти Хорасан, Западный Иран, Афганистан и Мавераннахр, разгромив государство киданей.
       - Основание Оксфордского университета - вторая половина XII века.

Конец XII века.
       - Конец XI и XII столетие отмечены в истории Франции быстрым ростом городов. В цветущем состоянии находились южно-французские города, о чём свидетельствовало положение ремесла и торговли не только в таких крупнейших для того времени торгово-ремесленных центрах, какими являлись Монпелье и Нарбонн, Марсель и Бордо, но и в других городах Южной Франции (Тулуза, Арль, Тараскон, Альби, Сен-Жиль).
       - Производством окрашенных сукон в XII в. славился Монпелье. Специальностью его ткачей и красильщиков являлась выработка ярко-красного сукна, которое экспортировалось главным образом на Восток. Наряду с суконным ремеслом в Монпелье, как и в других городах Южной Франции, развивались такие ремёсла, как выделка кож, изготовление серебряных и эмалевых изделий, производство оловянной посуды.
       - Северная Франция несколько отставала от Южной по своему экономическому развитию. Тем не менее и здесь города достигли в XII в. немалых успехов. Основными отраслями ремесла в Северной и Северо-Восточной Франции в это время были суконное и льняное производства. Центрами сукноделия являлись Фландрия, Артуа, Пикардия и Шампань. Сукна Арраса, Бове, Буржа, Ипра, несмотря на примитивную технику их изготовления, славились по всей Франции. Большой известностью пользовались сукна, вырабатывавшиеся в таких пунктах Шампани, как Труа, Провен, Реймс, Шалон-на-Марне, Бар-на-Обе, Ланьи-на-Марне, а также полосатые и пурпурные сукна, производившиеся в Руане. Изготовление льняных тканей процветало в Пикардии, в Иль-де-Франсе, в Шампани и в Нормандии. Существовали в Северной и Северо-восточной Франции и другие ремёсла — по обработке кож, производству меховых изделий, изготовлению ювелирных изделий и пр.
       - Начало усиления королевской власти во Франции приходится на XII столетие. Именно к этому времени относится борьба Капетингов в пределах королевского домена с крупными феодалами, желавшими сохранить там свою политическую независимость. Опорой королевской власти в этой борьбе были средние и мелкие феодалы, охотно поддерживавшие централизаторские усилия короля в условиях обострения классовых противоречий во Франции. Начиная с XII столетия Капетинги (денежные доходы которых в связи с развитием торговли значительно возросли) усилились настолько, что им удалось подчинить себе всех крупных феодальных сеньоров королевского домена. Особенное значение в этом отношении имело правление Людовика VI  (1108—1137), получившего прозвище Толстый. Но после того как короли Франции расправились с непокорными феодалами внутри королевского домена, им пришлось сразу же столкнуться с новым, более сильным и опасным врагом, выступавшим в качестве главного их соперника на континенте, — с королями Англии.
       - В XI и в начале XII в. население Англии, по приблизительным подсчётам, основанным на статистических данных «Книги Страшного суда», составляло около 1,5 млн. человек; из них громадное большинство (не менее 95%) жило в деревне и было занято в сельском хозяйстве. Преобладающим занятием населения являлось земледелие. Скотоводство в Англии стояло на втором месте. На северо-востоке, главным образом в Йоркшире и Линкольншире, а также в южной части Оксфордшира значительное распространение получило овцеводство. Шерсть уже в то время была важным предметом вывоза. Вывозили её преимущественно во Фландрию, где фламандские ремесленники вырабатывали из неё сукна, пользовавшиеся значительным спросом в различных странах Европы.
       - Помимо вилланов, в английской деревне XI—XII вв. имелись коттарии — малоземельные, зависимые крестьяне, держатели самых мелких земельных клочков — обычно в 2—3 акра усадебной земли. Они работали на лорда и добывали средства к существованию при помощи дополнительных занятий (коттарии были пастухами, сельскими кузнецами, колесниками, плотниками и т. п.). Самой низшей категорией крепостных крестьян были сервы (так назывались в Англии дворовые люди), не имевшие, как правило, наделов и своего хозяйства и выполнявшие самые различные тяжёлые повинности в господской усадьбе и на господских полях. На протяжении XII в. сервы слились с вилланами.
       - кроме Лондона, значительную торговлю с Фландрией, Скандинавией и Прибалтикой вели также города Южной и Юго-Восточной Англии (Саутгемптон, Дувр, Ипсвич, Бостон и др.). Предметами вывоза наряду с шерстью были свинец, олово и скот. Хартии, оформлявшие добытые горожанами права и привилегии, имели в Англии в XII в. уже многие города среди которых были Лондон, Кентербери, Дувр, Линкольн, Ноттингем, Норич, Оксфорд, Ипсвич, Ньюкасл-на-Тайне, Саутгемптон, Бристоль.
       Наряду с привилегированными корпорациями, объединявшими купцов и отчасти ремесленников, какими являлись торговые гильдии, в английских городах XII в. появляются и собственно ремесленные гильдии (цехи). Гильдия ткачей в Лондоне возникла ещё в конце XI — начале XII в. Одним из ярких эпизодов начинающейся в английских городах в XII в. борьбы цехов с городской верхушкой является столкновение этой гильдии с руководителями городского самоуправления Лондона и богатыми горожанами, приведшее в самом начале XIII в. к закрытию гильдии ткачей и к неполноправному положению их в дальнейшем.
       - В XII в. в состав Германской империи входили как прежние её владения, из которых и состояло собственно Германское королевство, — Саксония, Фризия, Тюрингия, Франкония, Швабия, Бавария и Лотарингия, так и вновь захваченные: маркграфство Австрия, Штирия, Каринтия, Крайна, а также и область расселения лужицких сербов между Одером и Эльбой (Лабой). В вассальной зависимости от империи находились Чешское королевство, Ободритское государство (с конца XII в.), Северная и Средняя Италия (Ломбардия и Тоскана) и Бургундия (с середины XI в.). С конца XI — началаXII в. в Германии начали сказываться результаты отделения ремёсла от сельского хозяйства. Большое значение в её экономике приобрели города. Многие из них были связаны торговыми отношениями лишь со своей ближайшей сельской округой, другие уже в XII в. стали крупными центрами ремесленного производства, продукты которого сбывались на весьма отдалённых рынках. Одним из таких крупных центров был Кёльн с его развитым шерстяным и металлообрабатывающим производством.
       Города, находившиеся под властью феодальных сеньоров, вели с ними ожесточённую борьбу, которая вначале нередко носила форму тайного заговора, а затем превращалась в открытую борьбу за коммуну и освобождение от сеньориальной власти (Кёльн, Вормс, Майнц, Ульм, Аугсбург и др.).
       - в XII — первой половине XIII в. среди крестьянства Северной и Средней Италии имелось большое число лично свободных держателей — либелляриев, значительная часть крестьян продолжала ещё оставаться несвободной (сервы, маснидерии).
       - с XII в. города Каталонии, особенно Барселона, сделались крупными ремесленными и торговыми центрами. Их значение особенно возросло после завоевания Балеарских островов.
       - В XI — начале XII в. Византия и южнославянские страны вступили в период сложившегося феодализма. Процесс формирования феодальных отношений в Византийском государстве в основном завершился в XI в. Самое широкое распространение в это время получил институт пронии. В
XI—XII вв. земли фиска, как пустующие, так и населённые крепостными крестьянами — париками,  начали  раздаваться правительством феодалам сначала в пожизненное, а затем в наследственное владение. На пожалованных правительством землях прониары взимали с крестьян подати и оброки, известную часть которых они отдавали государству. Институт прении, сходный с западноевро-пейским бенефицием, а в дальнейшем с феодом, теснейшим образом был связан с так называемой экскуссией. Права экскуссии, т. е. освобождение от уплаты податей и изъятие земель прониаров из под власти государственных чиновников, правительство давало светским феодалам, церквам и монастырям вместе с земельными пожалованиями. Экскуссия, во многом соответствовавшая западноевропейскому иммунитету, была важным фактором в укреплении частной власти феодалов над зависимым крестьянством.
       - Новым центром, вокруг которого в XII в. начали сплачиваться сербские земли, оказалась Рашка — область, где в наибольшей степени сохранилось  свободное  крестьянство. Успехи великих жупанов Рашки — Вукана,  Тихомира  и Стефана Немани (1159—1195) в  объединении  Сербии  в  значительной  мере  объяснялись тем, что наряду с феодальными дружинами  они  широко  использовали  ополчения  крестьян.  Области  Рашки (Старой Сербии) являлись и колыбелью сербского искусства, в частности  зодчества,  отличавшегося монументальностью  форм, своеобразием  архитектурного декорирования, применением облицовки из мрамора и широким использованием для украшения зданий скульптурных изображений. Наиболее выдающимися памятниками сербской архитектуры XII в. были Великая церковь в Студенице и церковь Николая в Куршумяне. Сохранившиеся фрагменты фресок из церкви в Студенице являются ярким свидетельством высокого уровня развития сербской средневековой фресковой живописи.
       - Подсоседки (потомки рабов, посаженных на мелкие земельные участки), обязанные выполнять самую тяжёлую и ничем не ограниченную барщину, первоначально отличались от других чешских крестьян своим бесправным положением. В XII и XIII вв. по своим повинностям они фактически уже уравнялись с ними. Из дедичей, подсоседков и других слоев сельского населения постепенно сформировался класс крепостного крестьянства. Наступление феодалов на дедичей вызывало с их стороны активное сопротивление. Судебные процессы XI—XII вв. свидетельствовали о том, что во многих местах крестьяне не желали считаться с запретами, наложенными на леса и пустоши, и нарушали их.
       - в XII в. началось проникновение немецких крестьян-колонистов в ближайшие к Германии чешские земли, ставшее в XIII в. массовым явлением.
       - польские князья в поисках поддержки со стороны других феодалов раздали им большие земельные пожалования. Особенно интенсивно росли земельные владения церкви. В XII в. Гнезненское архиепископство, например, владело 87 деревнями. Основная масса крестьян в XII—XIII вв. уже находилась в феодальной зависимости от крупных землевладельцев, была закрепощена и несла феодальные повинности в пользу своих господ. Сельская территориальная община (ополье) являлась уже не свободной, а зависимой от феодала крепостной общиной, хотя и продолжала играть ещё определённую роль в борьбе крестьян за сохранение своих земель и прав. Рабы встречались лишь в качестве домашних слуг в поместьях феодалов.
       - Основной  формой  феодальных  повинностей  в Польше в XII— XIII вв. была натуральная рента. Крестьянин платил порадльное (за плуг — рало) и поволовое (за волов), подворное и подымное. Мелким и крупным скотом крестьянин уплачивал также оброк, называвшийся нарез, зерном — сеп (т. е. «ссыпное»). Особый побор — так называемое ополье — взимался со всей крестьянской общины и уплачивался также крупным скотом. Вся община к тому же должна была содержать князя с его приближёнными во время их разъездов по государству. Эта обременительная повинность  называлась стан.  Весьма  тягостными для  крестьянства  были  также  многочисленные  повинности по строительству укреплённых гродов, до-рог, мостов, содержанию войска и т. п.
       - крепли польские города, превращавшиеся в крупные центры ремесла и торговли. Арабский путешественник Идриси, посетивший Польшу в XII в., писал: «Это плодородная страна, изрезанная многими реками, покрытая городами и деревнями. Главные её города — Краков, Гнезно, Накло, Серадзь, все прекрасные, цветущие, знаменитые, потому что населены людьми, сведущими в науках и религии, а также ремесленниками, столь же искусными, сколь и опытными в своём деле».
       - В результате расчленения Древнерусского государства на территории Руси в XI—XII вв. сложились свыше десятка крупных княжеств — Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переяславское, Черниговское, Тмутараканское, Муромское и Рязанское, а также феодальные республики — Новгородская и Псковская. Наибольшее значение  из  обособившихся  земель  получило Ростово-Суздальское (позднее Владимиро-Суздальское) княжество — основная часть будущей  Великороссии.
       - С середины XII в. шведские феодалы стали нападать на Карелию с целью её захвата и порабощения. Карелы вместе с русскими отбили натиск шведских захватчиков и нанесли им тяжёлые ответные удары.
       - В Центральной Азии сложилось объединение киргизских племён, охватывавшее земли от Алтайских гор до Байкала и Саянского хребта, а также земли тувинские и минусинские. Киргизы занимались скотоводством, но знали земледелие и ремёсла и вели торговлю с Китаем. К середине XII в. киргизы попали в зависимость от кара-китаев (киданей), которые из Северного Китая продвинулись до Алтая и овладели Енисеем и Южным Семиречьем. Тяжёлое для местного населения господство кара-китаев было подорвано выступлением в конце XII в. монголоязычных племён найманов, которые продвинулись от Алтая до Иртыша и Восточного Туркестана. Большая часть найманов впоследствии постепенно растворилась в среде различных племён и народностей (киргизских, алтайских, тюрко-язычных племён нынешнего Казахстана), полностью утратив свой язык. Позднее все эти земли попали под власть монгольских ханов.
       - Некоторые народы Дальнего Востока, в частности население Уссурийского края, где обитали предки нанайцев (гольдов), бассейна реки Хой (племя удягай — позднее удэгейцы), низовьев Амура (гиляки — нивхи), занимались преимущественно охотой и жили в условиях первобытно-общинного строя. В середине XII в. они попали под власть объединения племён чжурчженей, которые заняли владения киданей и создали государство Цзинь. В его состав входила большая часть Маньчжурии, Северного Китая и Монголии. Просуществовало это государство до начала монгольских завоеваний.
       - В Новгородской земле времён боярской республики вместо крупных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но выдающиеся по совершенству форм и художественной росписи храмы. Среди них выделялась всемирно известная церковь Спаса-Нередицы (конец XII в.) в Новгороде (варварски разрушена немецкими фашистами во время второй мировой войны).
       - На латинском языке была написана «История датчан» Саксона Грамматика — вершина датской средневековой словесности (вторая половина XII в.).
       - С конца XII в. в широких массах сербского крестьянства заметно усилилось богомильское движение. Властели, напуганные этим движением, начали во главе со Стефаном Неманей беспощадное, гонение на богомилов.